Skip to Content

Не стать ископаемыми

* * * Бог шлёт на нас ужасную комету, Мы участи своей не избежим; Я чувствую, конец приходит свету; Все компасы исчезнут вместе с ним. С пирушки прочь вы, пившие без меры, Немногим был по вкусу этот пир,- На исповедь скорее, лицемеры! Довольно с нас, состарился наш мир... Беранже (перевод А.Н.Апухтина)

С незапамятной древности люди задумывались о том, как устроен наш мир. Первым способом объяснения видимой картины Вселенной, Земли, живой и неживой природы стала мифология. Сейчас принято относиться к древним мифам не просто как к наивным выдумкам, но и искать в них ответы на загадки человеческой души, психики. Мне тоже кажется, что это во многом верно, и мифы отражают наши глубинные, затаенные чувства, страхи и ожидания, остающиеся неизменными со времен первобытного человека.

О вероятностной религии

Отличительная особенность систем религиозного мировоззрения -- категоричность. Категоричность и однозначность.

Христианство ли, ислам ли, иудаизм, кришнаизм или конфуцианство -- все они основаны на некоторой картине мира, верной a priory. Если человек не следует тем или иным канонам, его надо так или иначе обращать в истинную веру, исправлять -- в определенную сторону . Даже Будда, хоть и призывал не верить ни единому своему слову, всё равно показал достаточно чёткую картину мира.

Вероятно, подобное качество определенности присуще любому мировоззрению, которое проповедуется людьми для людей среди людей -- просто потому, что человек хочет прежде всего понимания. Понимание, в свою очередь, делает воспринимаемый мир чётче, лишая его переходов и неоднозначности. Что-то есть, что-то определено -- и сам этот факт избавляет от сомнений, от размышлений, от ответственности.

Но что если придумать систему, в которой во главу угла поставлена вероятность и неопределённость?

RSS-материал