О вероятностной религииОпубликовано Сергей Шкуратов в Сб, 2009-07-25 16:56Отличительная особенность систем религиозного мировоззрения -- категоричность. Категоричность и однозначность. Христианство ли, ислам ли, иудаизм, кришнаизм или конфуцианство -- все они основаны на некоторой картине мира, верной a priory. Если человек не следует тем или иным канонам, его надо так или иначе обращать в истинную веру, исправлять -- в определенную сторону . Даже Будда, хоть и призывал не верить ни единому своему слову, всё равно показал достаточно чёткую картину мира. Вероятно, подобное качество определенности присуще любому мировоззрению, которое проповедуется людьми для людей среди людей -- просто потому, что человек хочет прежде всего понимания. Понимание, в свою очередь, делает воспринимаемый мир чётче, лишая его переходов и неоднозначности. Что-то есть, что-то определено -- и сам этот факт избавляет от сомнений, от размышлений, от ответственности. Но что если придумать систему, в которой во главу угла поставлена вероятность и неопределённость? Вероятностная религия. Основной её догмат, единственная определённость -- предположение, что что-то возможно, вероятно, может быть. Бог, вероятно, есть. Подобная формулировка чревата последствиями, размеры которых трудно представить. Она возлагает на человека полную меру ответственности, не давая ему опереться на наличие -- или отсутствие -- чего-то непознаваемого. Христианские заповеди в вероятностном изложении предстают в совершенно неожиданном виде:
Общее впечатление таково, что вероятностное изложение демонстрирует смирение. Изначальное смирение того, кто не знает Истины, кто может лишь предполагать её. В глубине всякой религии есть смирение. Оно видно лишь внимательному взгляду, но его можно увидеть. В христианстве и иудаизме оно ясно читается в Книге Иова, в исламе оно проявляется в формуле "Иншаллах -- если на то будет воля аллаха", буддизм весь пронизан смирением. Вероятностная религия лишь показывает смирение явно -- настолько явно, чтобы не возникло ни малейшей возможности уйти от ответственности. В вероятностной религии невозможно решать иначе как самому -- просто потому, что никого другого, вероятно, нет. Мир, вероятно, есть страдание. А может быть и нет. Решайте сами, больше, скорее всего, некому. Бог, вероятно, есть. Эта фраза снимает извечный конфликт религии и науки. Наука есть область точного знания, в религии же играет роль лишь уверенность -- в исходном смысле слова. "Я, вероятно, верю". Произнеся эту формулу, уже не спрячешься за традицией, за обычаем -- решение принимается лично.
|
||