Skip to Content

Вселенная "Астрофеста"

А вы — любитель астрономии?

Я принадлежу к этой части человечества — иногда мне кажется, что к лучшей ее части!

Что это означает? Прежде всего то, что, как и любой другой любитель науки, я замечаю вокруг себя то, чего не замечают люди, не знакомые с ней...

Россыпь звезд на небе для меня складывается в знакомые узоры созвездий. Яркая звезда в утренних или вечерних сумерках для меня — никакое не НЛО и уж тем более не «Нибиру», а Венера или Юпитер...

Я смотрю на Луну — и знаю, что люди на ней, вопреки «теориям заговора», все-таки были...
И уж конечно, я не могу вам составить гороскоп. Я не астролог...

Очень важно для любого человека, имеющего хобби — знать, что он не одинок в своем увлечении. Астрономы-любители — не исключение. Собраться вместе интересно и для совместного проведения наблюдений, и для обмена опытом, тем более что любительская астрономия часто предполагает сложную оптику и технику и стоит рядом с большой наукой... Объединения любителей в нашей стране существуют, и мероприятия — совместные наблюдения, встречи, слеты — проводятся регулярно во многих местах.

В этом году я попала на самый крупный в нашей стране фестиваль любительской астрономии — «Астрофест».

Он проводится в Подмосковье уже два десятка лет подряд, почти всегда — в апреле или мае. В этом году он проходил в подмосковном доме отдыха «Снегири» с 20 по 23 апреля.

На фестиваль в последние годы съезжаются до тысячи человек со всей страны, и даже из ближнего и дальнего зарубежья. «Контингент» участников — самый разный. Тут и серьезные «профессиональные любители», строящие телескопы и обсерватории, проводящие серьезные исследования, и новички, которым интересно узнать что-то новое, посмотреть в телескоп, послушать известных ученых.

Мне была тоже особенно интересна лекционная часть программы (тем более что погода, увы, не очень благоприятствовала наблюдениям). Я с интересом послушала как лекции известных ученых (таких как А. М.. Черепащук, С. Б. Попов, Д.З. Вибе), так и доклады любителей.

Окунуться на три дня в атмосферу любимой науки и последних ее достижений — это многое значит!

Чего стоят одни только названия лекций: «Мир экзопланет: открытия у грани фантастики», «Транснептуновые объекты», «Происхождение и эволюция галактик», «О темном веществе во Вселенной»

А с другой стороны — не менее интригующие названия докладов любителей: «Любительский поиск астероидов», «Приключения астрофотографа в Южной Америке», и даже «Астрономия под пиво».

Конечно, много выступлений посвящено технической стороне дела: выбору телескопа или фотоаппарата, постройке телескопа или обсерватории своими силами, технике астрофотографии... Фестиваль посетил известный британский астрофотограф Дэмиен Пич, известный своими потрясающими снимками планет. Он провел лекции и мастер-классы, на которых зрители смогли убедиться, что современная астрофотография — дело очень трудоемкое. Роскошные снимки планет и звездного неба — это большие экспозиции, сложение множества кадров, применение разнообразных фильтров и цифровых способов обработки...

Кстати, все меньше на Земле остается мест с темным небом. И климат во многих местах не способствует наблюдениям... Астрономы-профессионалы строят свои обсерватории все дальше – Гавайи, Канарские острова, Чили... Вслед за ними туда перебираются и любители. Многие из них совершают далекие путешествия — специально в поисках темного неба. Доклад Юрия Звездного «Приключения астрофотографа в Южной Америке» был посвящен именно этому. Юрий описал свое путешествие — он поехал туда «дикарем». Доклад был интересен и с точки зрения просто впечатлений путешественника, незнакомых мест, чужой культуры – и, конечно, очень интересно было рассматривать ночные пейзажи с созвездиями Южного полушария и Магеллановыми облаками...

Про Чили, в частности, говорил и известный искатель метеоритов Тимур Крячко, рассказывая о своих последних экспедициях:

«Каждое место, где мы искали метеориты, интересно само по себе. В октябре 2016 мы прилетели в Чили, в посёлок Кильягуа. Он известен как самое сухое место на Земле. Почти весь год там не бывает осадков, и только в январе выпадает 0,05 мм. воды. Несмотря на это, в поселке есть растительность, поскольку через него протекает речка, берущая начало в Андах... А дальше – начинается пустыня.

Часть участников экспедиции отправилась искать метеориты на джипах, а я, с несколькими людьми, отправлялся каждое утро пешком из хостела. Привез я из этой поездки 18 своих, личных находок.

В январе 2017 года я был в Иране. Это была пешая экспедиция в составе всего 2 человек. Мы остановились в городе Табас (Тебес). На весь мир он прогремел только в 1980 году, когда в нем из-за поломки самолета сорвалась операция «Орлиный коготь» по спасению заложников из американского посольства. Сам же по себе город не очень примечателен.

Иран – менее благоприятен для поиска метеоритов чем Чили. Здесь больше осадков, в среднем – больше растительности (слой дерна быстрее скрывает под собой камни, а растительные кислоты разъедают минералы). Но нам повезло — мы нашли целый метеоритный дождь: 14 фрагментов, выпавших одновременно на небольшом участке.

Эту поездку омрачило только вмешательство местных властей. Они дважды приходили к нам с визитом, и вторые визитеры – даже присвоили себе метеориты, которые мы везли в подарок Тегеранскому университету. Попасть в такую ситуацию в Иране, стране с высоким уровнем ответственности людей перед вышестоящей властью — мы не ожидали.

Ну и наконец, в марте 2017 года мы тем же составом из двух человек снова поехали в Чили, но уже в другое место — поселок Чиу-Чиу. Он известен среди туристов как «последнее место, где живут настоящие инки». Действительно, местные жители имеют характерную внешность и носят традиционные костюмы, причем не ради туристов...

Это была чрезвычайно удачная экспедиция. За 13 дней мы нашли на белых известняковых плато 80 метеоритов! И это при том, что, судя по всему, в этих местах их активно искали и до нас!»

В рассказах Тимура и Юрия меня подкупил дух путешествий и приключений. А «трофеи» Тимура — кусочки метеоритов — можно было увидеть вживую и даже рассмотреть под микроскопом! Все, кто смотрел в окуляр, не скрывали восхищения!

Среди выступлений ученых наибольшее мое внимание привлекла дискуссия «Жизнь во Вселенной» в рамках Научной гостиной фонда «Траектория». Три доктора физико-математических наук — Сергей Фабрика, Олег Верходанов и Дмитрий Вибе — рассказали о различных точках зрения на возможность существования внеземной жизни и внеземных цивилизаций. Потом в беседу включились и зрители.

Разговор еще раз показал, что единой точки зрения на проблему поиска внеземной жизни и внеземных цивилизаций нет. Диапазон мнений — от повсеместного распространения жизни, которая «как плесень, возникает всюду, где есть условия» до уникальности земной биосферы. Для обоих полюсов мнений есть основания. В пользу широкого распространения жизни говорит тот факт, что планетные системы у звезд, как мы понимаем теперь — дело обычное, немало планет имеют размеры, сходные с Землей, состоят, как и она, из каменистых пород и находятся в зоне обитаемости (комфортных температур для жизни земного типа). А против — то, что жизнь на Земле зародилась благодаря многим стечениям обстоятельств... На развитие жизни повлияло и то, что Солнце — спокойная звезда без сильной вспышечной активности, и то, что возле Земли мало астероидов (а произошло это потому, что пространство «расчистили» большие Юпитер с Сатурном), и даже наличие у нашей планеты крупного естественного спутника — Луны, которая стабилизирует ее вращение... Например, Марс около 4 миллиардов лет назад тоже был пригоден для жизни, но в результате многих катаклизмов, в том числе, связанных и с перемещением его полюсов, растерял атмосферу... Ну и, конечно же, тот факт, что до сих пор никаких признаков жизни вне Земли тем более следов разумной деятельности, не найдено...

Почему мы не находим сигналов внеземных цивилизаций? Есть несколько возможных причин:

1) Их нет (Земля уникальна)

2) Они не существуют долго (самоуничтожаются или погибают в результате природных катаклизмов)

3) Мы сами — продукт их деятельности и находимся под наблюдением «в зоопарке»

4) Мы видим их сигналы, но не понимаем этого (принимаем за радиошум или природные источники излучения), или не так ищем...

Вопросы, которые до сих пор отдают научной фантастикой. Это понятно... И все-таки мой разум отказывается верить, что жизнь существует на одной только Земле. Я надеюсь на то, что все прежние представления об исключительном месте Земли во Вселенной — оказывались неправдой...

Ну а сама Вселенная благодаря «Астрофесту» стала для меня (и не только) еще ближе.