Skip to Content

От первобытных людей до виртуального мира

книги-номинанты премии "Просветитель-2018"

В ноябре 2018 года в Москве в 11-й раз вручали премию «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу. Лауреатами стали две книги, в короткий финальный список вошли восемь, а в длинном списке было 24 книги-номинанта.

Я просматриваю список номинантов премии каждый год, и уже не раз делилась своими впечатлениями от него – например, у меня были статьи о книге В. Сурдина «Разведка далеких планет», получившей премию в 2012 году, и о книге А. Соколова «Мифы об эволюции человека», попавшей в шорт-лист в 2015-м. В любом случае, попадание книги в длинный список премии, а тем более в короткий, вызывает любопытство: что в ней такого и чем она отличается от сотен других научно-популярных книжек?

Я стараюсь разыскивать и читать книги, названия которых привлекли мое внимание. В этом году таковых набралось 9 штук. В короткий список прошли только три книги из этих 9, и одна – стала лауреатом. Не претендую на серьезную критику, тем более, в темах, в которых не очень компетентна. Кроме того, степень погруженности в книги была разной – некоторые прочитаны «по диагонали», другие – более вдумчиво. Однако просто читательские впечатления – постараюсь изложить.

Как всегда, книги были разделены на естественнонаучные и гуманитарные, и многие темы касались острых проблем современности. Например, книга Владислава Иноземцева «Несовременная страна. Россия в мире XXI века» - о проблемах, стоящих перед нашей страной, о путях ее развития. Скажу прямо, картина у автора получилась не очень радостная, однако и не полностью пессимистичная. Книга Борислава Козловского «Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям» - о явлении, которое влияет и на наше мировоззрение, и на наши поступки, и даже – через цепочки распространения информации - на политическую ситуацию в мире. Обе книги заставляют серьезно задуматься о взаимосвязи явлений и процессов – как на уровне частного лица, так и государства и мира. Делая перепост во Вконтакте или Фейсбуке, мы часто не осознаем, что являемся «винтиками» механизма, влияющего на общественное мнение и на события в стране и мире. Думаю, минимум, что надо усвоить после прочтения этих книг – старайтесь перепроверять информацию,

Из того же ряда - книга «Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США» (автор – Иван Курилла). История взаимодействия двух стран, образы, складывающие в головах у политиков и простых людей, русские, жившие и работавшие в США, американцы в России и СССР – все это потрясающе интересно. Мне понравилось, что автор делает акцент именно на судьбы отдельных людей – но при этом показывает и масштабные процессы – изменения политики, идеологии – формирующие отношение друг к другу политиков и простых граждан обоих государств.

Следующие две книги, которые привлекли мое внимание – об искусстве. Названия их могут слегка шокировать: «Страдающее Средневековье» и «Омерзительное искусство»

Первая из них, написанная коллективом историков-медиевистов – имеет подзаголовок «Парадоксы христианской иконографии» и посвящена искусству периода Средневековья, как и видно из названия. Оно, кстати, повторяет название группы в социальной сети ВКонтакте, где средневековые иллюстрации обыгрываются в современном юмористическом контексте, становясь основой для карикатур. В этой же книге о тех же самых «смешных картинках» рассказывается серьезно. Читатель узнает о том, как развивалось искусство в эпоху Средневековья, как влияло на него религиозное сознание тех «темных веков», и как художник оставался художником во все времена, привнося в самый строгий иконописный канон частичку того времени и тех реалий, где жил сам. При чтении книги может возникнуть множество параллелей с нашим временем, она и открывается недавним по историческим меркам эпизодом – судом над немецким художником Георгом Гроссом, в 1927 году изобразившем Христа в сапогах и противогазе.

Авторы пишут: «В таких процессах, как дело Гросса (а их и до, и после было немало), ставки намного выше, чем конкретный рисунок - и все это понимают. Споря о том, можно ли изображать Христа в противогазе и чем оскорбительны его сапоги, стороны на самом деле ставят вопросы принципиально иного порядка - где проходят пределы дозволенного в обращении с сакральными символами и кто определяет эти пределы; как примирить защиту ценностей, которые для многих святы, со свободой высказывания, которая невозможна без права их публично критиковать или над ними смеяться; какую роль религия и Церкви могут играть в светском государстве и где стоит поставить предел их влиянию. Такие дела часто сдвигают (в одних случаях - расширяют, в других - сужают) границы приемлемого, а потому - сколь бы, на первый взгляд, ни был анекдотичен конкретный вопрос, о котором спорят в судебном зале - творят историю».

«Страдающее средневековье» получило премии в номинации «Гуманитарные науки» - думаю, вполне заслуженно.

Другая книга - «Омерзительное искусство» Софьи Багдасаровой – посвящена сюжетам античной мифологии в искусстве, но рассматривает их с довольно специфичной точки зрения. На это указывает подзаголовок – «Юмор и хоррор в шедеврах живописи».

Не секрет, что античная мифология – не такая прилизанно-изящная, как ее преподносят школьные учебники (заметим, что история древнего мира изучается в 5 классе, 11-12-летними школьниками). Прекрасные античные статуи – одна сторона медали, на которую мы смотрим с высоты нашего теперешнего мироощущения а в изначальных сюжетах мифов много убийств, насилия, того, что мы сейчас назвали бы сексуальными извращениями и т.д. Автор – известный блогер - описывает все это, причем в довольно свободной манере, часто переходя на стеб. Не скрою, читается легко… но перечитывать - лично мне – что-то не хочется. Возможно, эта книжка позволит кому-то заинтересоваться мифологией. Вот только, поможет ли такое выпячивание «телесного низа» увидеть и оценить прекрасную сторону, которая в античной культуре, несмотря ни на что, присутствует? Для меня этот вопрос открытый, хотя, возможно, кто-то скажет, что и такая подача материала вполне имеет право на существование. Но выполняет ли книга при этом просветительскую миссию? Или я слишком идеализирую понятие «просвещение»?..

Похожие вопросы у меня и к книге Дениса Горелова «Родина слоников» - о советском кинематографе и советском кинопрокате. Она тоже отличается смелой подачей материала, хотя в этом случае юмор воспринимается легче - не древняя Эллада все же, а фильмы, и без того уже прочно вошедшие в анекдоты. Сам же автор замечает в предисловии к книге: «Прокатное кино – не искусство и не потеха, а зеркало производящей нации. Скажи мне, что народ смотрит в свободные часы, и я скажу, где же у него кнопка, мало ли в Бразилии Педров и зачем Володька сбрил усы. Притом плохое кино куда характерней хорошего»…

Впрочем, на сайте премии в этом году опубликовано заявление о том, что в ее концепции пришло время некоторых изменений. «Когда «Просветитель» только начинался, книжный рынок научпопа был практически пуст», — говорит сопредседатель оргкомитета премии Александр Архангельский. — «теперь он разрастается так, что в нем сосуществуют разные ниши, равно достойные, но с трудом подчиняющиеся общим критериям. Как сравнивать блестящую книгу с мощным просветительским началом и книгу, написанную ученым на основе собственного опыта? Иногда это возможно, иногда нет».

С этого года члены жюри получили право разделять «науч» и «поп», и вручать премии (не обязательно, но в исключительных случаях) не одной, а двум книгам, разделяя их на одноименные подноминации. На практике этого пока не было сделано, а ни «Омерзительное искусство», ни «Родина слоников» в короткий список не вошли.

Не вышла в финал и книга «Защита от темных искусств: путеводитель по миру паранормальных явлений», написанная лауреатом 2016 года Александром Панчиным, известным блогером и популяризатором науки – и это меня немного удивляет. Я прочитала книгу с большим интересом.

У нее довольно своеобразная миссия «засланного казачка», в целевую аудиторию, которая интересуется книгами несколько другого рода. Это не первый известный мне пример такого рода – в 2017 году вышла книга Александра Соколова «Ученые скрывают?», и название, и обложка которой – с египетской пирамидой, летающей тарелкой и рептилоидом – делали ее похожей на низкопробную сенсационную литературу, и были рассчитаны в том числе и на то, что книгу купит кто-то из потребителей такой литературы – и узнает о том, как он заблуждается.

Панчин идет еще дальше! У него замаскировано не только название и обложка (на ней изображен, кажется, индейский амулет), но и оглавление книги, и даже первая страница текста!

«Эта книга – о паранормальном. Из более чем двухсот миллионов русскоговорящих людей во всем мире о ней услышит от силы десятая доля процента. Лишь небольшая часть узнавших о книге заинтересуется ею, и еще меньше людей решат в нее заглянуть. Вы открыли именно эту книгу, а не одну из тысяч других. Вы читаете предисловие, хотя могли и пропустить его. В каком-то смысле эти строки послала вам сама судьба. И поэтому я могу кое-что сказать о вас. Не очень много, и, быть может, в чем-то я ошибусь. Но предсказываю, что вы удивитесь совпадениям. Итак, сосчитайте, сколько утверждений вас достаточно точно характеризуют».

Человек, верящий в потусторонние силы, может, прочитав это, заглянуть в содержание – и обнаружить там тоже пункты, привычные для себя: «Дементоры - фантомы и кошмары» «Инферналы - живые мертвецы», «Авада Кедавра - убивающее заклятие» - и т.д.И только погрузившись полностью в чтение, он обнаружит, что книга на самом деле, разоблачает мифы о зомби, заклятиях, и прочем паранормальном, которому автор – кандидат биологических наук – противопоставляет, конечно же, научное знание. И показывает, что корни практически всех суеверий лежат в незнании нами биологических процессов, протекающих в нашем организме, или непосредственно в мозге человека. Скажем, многочисленные рассказы о «чудовищах», «домовых» душащих человека ночью – связаны с явлением под названием «сонный паралич», а так называемый «околосмертный опыт» тоже объясняется физиологическими процессами в мозге…

Одна из наиболее увлекательных книг из моей «выборки» - книга «Люди и звери: мифы и реальность» Ольги Арнольд. Она написана очень живым языком и охватывает, действительно, многие мифологизированные темы, связанные с зоологией – от пресловутых Несси и снежного человека до волков и акул-людоедов, а также «детей-маугли». Книгу я прочитала на одном дыхании, проглотив ее за два дня. Однако, несмотря на это, в некоторых местах мне казалось, что автор вместо развенчания мифов только подогревает интерес читателя к ним, например, красочно расписывая поверья разных народов об оборотнях.. Кроме того, очень спорной мне показалась глава о необычных способностях животных – в том числе телепатических или экстрасенсорных. На мой взгляд, автор там, хоть и стремилась подчеркнуть, что придерживается научного взгляда на мир, была не вполне убедительна. Например, рассказывала об опытах дрессировщика В. Дурова и ученого В. Бехтерева с животными, которые проявляли «телепатические способности». Приведу довольно обширную цитату:

«Эти эксперименты не всегда были успешными, но собаки правильно выполняли мысленные приказы гораздо чаще, чем это можно было бы объяснить случайностью. Кстати говоря, занимаясь этим вопросом, я не раз слышала от коллег: «Это какие опыты? Не те ли, когда Дуров за¬морочил голову Бехтереву?» Не читали, но знаем! Справедливости ради стоит заметить, что Иван Петрович Павлов весьма критически относился к бехтеревским методикам постановки опытов (надо сказать, что два великих физиолога друг друга не выносили).

Если вам интересно попробовать, можете ли вы что-нибудь «телепатировать» своему любимцу, попробуйте сами поставить эксперимент. Например, сядьте рядом со своей спокойно лежащей собачкой (она при этом может находиться и у вас на коленях) и в течение 15–20 минут представляйте себе, что в углу вашей комнаты неподвижно сидит кошка или злейший враг, соседская собака. То же можно проделать и с кошкой. В конце концов ваш питомец должен почувствовать «неприятеля» и на него среагировать. <…> Если он «найдет», не забудьте его вознаградить. Сразу предупреждаю, что, даже если ваш песик «экстрасенс», стопроцентного успеха быть не может. В лучшем случае успешным поиск будет более чем в 50 % случаев (естественно, опытов надо ставить много, чтобы результат был статистически достоверен). Главное, чтобы у вас хватило терпения. У меня лично не хватило. Или способностей не хватило ни у меня, ни у моих собак. Или желания. А вот Бехтереву это бы удалось – ему и гораздо более трудные вещи удавались.

К сожалению, сейчас существует тенденция все, что не укладывается в общепринятые научные концепции, в том числе и доказанные факты, записывать в «лженауку». На мой взгляд, надо четко различать реальность и вымысел, а действительные события требуют дальнейшего изучения. Только истинные знания могут вытеснить из сознания людей лженаучные домыслы».

Однако для меня осталось вопросом, к какой точке зрения склоняется сама Ольга Арнольд. Замечу, кстати, что по образованию она не зоолог, а психолог, а о животных пишет «в порядке хобби».

И напоследок – книга, за которую я болела больше всего, и надеялась, что премия достанется ей, но этого, к моему сожалению, не случилось. Станислав Дробышевский, «Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей».

Дробышевский – научный редактор портала Антропогенез.ру, кандидат биологических наук, популярный лектор. В прошлом году он тоже входил в шорт-лист премии – с двухтомником «Достающее звено» - об эволюции человека. Это был довольно серьезный труд, подробно разъясняющий сложные научные вопросы. Читать его (мне) было интересно, несмотря на большой объем и обилие научных терминов, но понятно, что далеко не каждому под силу такое чтение. Книга вошла в шорт-лист, но не стала лауреатом.

Новая книга Дробышевского тоже вошла в шорт-лист. Она сделана по-другому. О чем она – пишет в предисловии сам автор:

Большинству современных людей каменный век представляется одной из двух крайностей: либо мрачным временем «хуже тёмного Средневековья», когда грязные и голодные троглодиты с покатыми лбами убивали друг друга дубинами в спорах за кости и огрызки, либо золотым веком, когда невинные аки овечки пращуры благоденствовали на лоне природы в ладу с окружающим миром, лакомились наливными яблочками и не знали войн и убийств. <…> Реальность, как всегда, гораздо интереснее фантазий».

Читателю предлагается сборник своеобразных «научных детективов». Автор рассказывает случаи из жизни древних людей или их предков – главы книги расположены в порядке от самых древних времен к более новым, и начинаются историей гибели «бэби из Таунга» - детеныша австралопитека, жившего в Африке 2,7 млн. лет назад, а кончаются описанием жизни людей нашего вида 12 тыс. лет назад). После каждой истории – она занимает 1-2 страницы – идет подробная расшифровка: на основании каких археологических данных (черепов, скелетов, орудий и т.д.) ученые считают, что все было именно так, а не иначе…. Как подчеркивает автор, это – 50 реальных историй из жизни конкретных людей. Как выясняется, кости и камни могут рассказать очень многое. Например, о том, что люди еще свыше 14 тысяч лет назад пытались пломбировать зубы. И что один конкретный человек мог в одиночку преодолеть путь в сотни километров от родных мест…. И – что людям и тогда были свойственны и жестокость и милосердие, и коварство, и благородство… Вновь процитирую книгу: «Наши предки были людьми, и ничто человеческое было им не чуждо. Они открывали континенты и на тысячелетия застревали на одиноких островах. Они скучали долгими зимами в чумах и попадали в смертельно опасные передряги. Они ценили и понимали прекрасное, но могли быть невероятно нечистоплотны. Они любили своих детей и ели своих врагов».

Потомки героев книги сейчас пользуются Интернетом и вручают премии... Но порой кажется, что мы не так уж сильно изменились с первобытных времен. Хорошо это или плохо? Во всяком случае, страсть к жизни и тяга к познанию – заключающаяся в том числе, и в чтении книг - у нас остались. Не самое плохое наследство!