Skip to Content

И каждый раз на "Встречу с песней" я, как на исповедь, иду...

Честно признаюсь: мысль об этой статье возникала у меня много раз на протяжении, наверно, уже десяти лет. И каждый раз я откладывала ее, не решаясь описывать то, что казалось несоизмеримо больше, глубже и значительнее, чем я могу написать. И все же, я решусь, наконец, высказать тут свои личные эмоции и впечатления – пусть будет, должно же это когда-нибудь случиться, как случаются признания в любви…

Хорошо, когда у человека есть чувства, которые он проносит через всю свою жизнь, которые навсегда остаются с ним. Это не только любовь к другому человеку, но и, например, к своему делу. Или к искусству – живописи, музыке… Можно с подозрением и снисхождением отнестись к «поклонникам творчества» того или иного музыканта, поэта или художника – вернее к той их категории, которую принято называть фанатами… Велик соблазн объяснить это банальными инстинктами. Но вот, например любимая песня, с которой человек проходит всю жизнь – как можно объяснить это явление? Почему из тысяч мелодий и стихов запоминаются вот эти?..

Все эти размышления, вопросы, ответы – найденные и ненайденные - сплелись для меня в одном явлении культуры – не побоюсь так назвать радиопередачу «Встреча с песней», вот уже 50 лет идущую в эфире с одним бессменным ведущим – Виктором Татарским. Случай, уникальный не только на отечественном радио, но, кажется, и в мире.

Около 20 лет (точно не могу сказать) «Встречу» слушаю я. Многие из авторов писем, звучащих в передаче, пишут, что слушают ее с детства, но во время моего детства она, хоть и звучала уже не один десяток лет, прошла мимо меня. Впрочем, я мало слушала радио тогда, и не особенно много времени провожу у приемника и сейчас… Однако, наткнувшись где-то в конце 90-х годов на передачу, я мгновенно «подсела» на нее, и все это время живу по графику: «вторая, четвертая, и, если есть, пятая суббота месяца»…

Сколько выпусков я пропустила за это время (а их прошло за эти годы не менее 500)? Думаю, что не более 20 – примерно по одному в год – всякое же бывает, не работает радио, или какое-то неотложное дело... А остальные 27-28 передач – просиживала сначала у проводного приемника на кухне или радиолы в комнате, а теперь чаще в наушниках с планшетом или телефоном – но суть от этого не меняется… По-прежнему негромкий голос ведущего беседует в эфире со слушателями передачи и авторами писем, и ставит для них в эфире песни – давно забытые и редко звучащие, или наоборот, известные всем, но сыгравшие важную роль в жизни конкретного человека, памятные ему…

Что привлекло меня и привлекает остальных слушателей «Встречи»? Почему она пережила не только смену руководства и названий радиостанций, но и смену государства?

Главное, видимо – неповторимый и очень удачный замысел передачи. Это не концерт по заявкам, как много раз подчеркивал в эфире сам Виктор Татарский. Недавно, в одном из интервью, он обозначил замысел, возникший в далеком 1967 году, так: вернуть людям потерянный в казенных официальных радиопередачах живой русский язык – и вернуть в эфир забытые, потерянные, запрещенные песни, романсы, имена и голоса певцов, записи музыкантов…

И то и другое получалось – порой нелегко, через цензуру, но все же постепенно «вода точила камень», и во «Встрече» звучали забытые имена, а в других передачах Татарского – «Запишите на ваши магнитофоны», «На всех широтах» - к слушателю пробивалась зарубежная музыка, которую тоже не жаловали чиновники…

После распада СССР все запреты были сняты. Можно было пускать в эфир все что угодно… Но потеряла ли «Встреча» популярность и актуальность? Нет. Она стала островком живых человеческих чувств и живой культуры – не опошленной поп-культуры и не заоблачных арт-проектов… Слушатели по-прежнему делятся в письмах самым сокровенным, ведущий отвечает своими размышлениями, а музыка – связывает чувства и его, и автора письма, и многомиллионной аудитории передачи, воедино.

Кто слушает «Встречу»? В основном, конечно, это люди старших поколений, но в передаче звучат и письма от молодых людей, иногда даже от детей. Диапазон жанров тоже очень широк: классика, романс, народная песня, зарубежная и советская эстрада 20 века, – и не только. В эфире может прозвучать и рок-композиция, и джаз, и ария из оперы или оперетты, и современный хит – все зависит только от контекста, от письма, от истории, которая рассказана в нем и озвучена ведущим. Откровенно пошлых вещей почти нет, а если Татарский ставит их, то всегда сопровождает комментариями…

Собственно, этим передача привлекла меня вначале – в мои 18-20 лет. Я чувствовала потребность разобраться в хорошей музыке, и в то же время не любила «академического занудства». Тут же, в таком ненавязчивом смешении разных стилей и интересных рассказах, «самообразование» происходило незаметно. Услышанные мелодии вплетались в мою картину мира, которая как раз тогда активно формировалась, хотя и была еще полудетской по содержанию…

В частности, «Встреча» подарила мне возможность услышать многие песни, которые попадались мне на страницах книг, и тем самым «оживляла» их. Особенно повезло роману Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», который в юности тоже был для меня своеобразным учебником - жизни, культуры, науки. Именно во «Встрече» я впервые услышала упомянутые там «Серенаду» Шуберта и песню времен русско-японской войны «Плещут холодные волны», потом прозвучало и еще несколько мелодий из этой книги, которые я к тому времени разыскала сама, но с удовольствием послушала снова. И это стало моими, личными встречами с песней, хотя и не по моим просьбам. Впрочем, и мои письма – по другим поводам - тоже были, и одно из них звучало в эфире…

Но постепенно главным для меня в передаче становились письма, и человеческие истории, звучащие с их страниц. Виктор Татарский говорит, что уже по почерку может понять многое о человеке – возраст, пол, характер… Число писем может достигать сотен и тысяч в месяц, и, конечно же, в эфир попадают далеко не все. В тех же, что звучат в программе – и воспоминания о детстве, юности, об ушедших близких, и размышления - о культуре и искусстве, да и просто о жизни…

Отвечая на вопросы в недавней телепередаче «Линия жизни», Виктор Витальевич сказал, что письма сейчас – в основном грустные, люди – не очень счастливы, да и откуда может быть много счастья в стране, пережившей столько революций и войн? Горько слышать это, хочется поспорить, опровергнуть…. Но как будешь спорить, когда слышишь эти письма сама – два или три раза в месяц? Да, не все они таковы. Но то, о чем говорит Татарский – есть… Может быть, оно есть у всех, даже у тех, кто считает себя счастливыми – просто, к счастью, у человека есть что противопоставить горьким минутам жизни. А вылезает наружу ушедшее и несбывшееся, конечно, в часы одиночества, которые у многих бывают в конце жизни… И, мне кажется, многие старики пишут Татарскому, как пишут другу, одному из немногих оставшихся в живых. И «Встреча», может быть – единственное, что осталось неизменным со времен их молодости.

А чем же она привлекает молодых? Да тем же, что и стариков. Многим молодым людям тоже не хватает хорошей музыки, искренних чувств, живого и теплого общения…

Не хочется разбрасываться штампами, но, думаю, многим передача заменяет поход к психотерапевту, а в юбилейном выпуске, в стихотворном послании одного из слушателей, прозвучали такие слова: «И каждый раз на «Встречу с песней» я как на исповедь, иду».

Виктору Витальевичу Татарскому – 77 лет. Конечно же, на вопрос о будущем передачи он отвечает, что не может ничего загадывать. Но тут же отмечает, что материала – очень много….

Роясь в Интернете в поисках записей «Встречи» и его интервью, я нашла телепрограмму «Старый телевизор», датированную 1998 годом. В беседе с Дмитрием Дибровым Татарский заявляет, что «не надо говорить о «Встрече» в прошедшем времени», и «еще лет тридцать передача может существовать, если Господь управит»…

Что ж. Два десятка лет с тех пор – прошли…