В сиянии Лунного камняперечитывая Уилки КоллинзаОпубликовано Ирина Позднякова в Чт, 2012-07-12 18:29У вас бывают приступы летней ностальгии? Не правда ли, в разгар жаркого сезона вспоминается детство, каникулы, и так хочется вернуть ощущения, волновавшие тогда, когда обо всем – приключениях и тайнах, чувствах и подвигах – ярко и живо мечталось… Плох тот взрослый, который не сохранил в себе частичку ребенка. На прошлой неделе эта частичка шевельнулась во мне. Захотелось погрузиться в атмосферу таинственности, ощутить себя в потоке острого сюжета, поиска и распутывания головоломок. Я пошла в библиотеку и взяла несколько романов Уилки Коллинза. «Лунный камень», «Армадэль», «Тайна», «Отель с привидениями». Названия интригующие. Так и надо, Коллинз – автор жанра «сенсационного романа», который позже разделился на детективный и приключенческий жанры. Его творчество предшествует и Конан Дойлю, и другим мастерам английского детектива. Жил и творил писатель в разгар викторианской эпохи. Его произведения несут на себе отчетливый ее отпечаток, ярко подчеркивая особенности мировоззрения и житейского уклада того времени. Показывает не только верно, но порой и обличительно. Например, в романе «Закон и женщина», весь свет обрушивается на молодую жену, принявшуюся искать доказательство невиновности своего мужа в совершении преступления - разве это женское дело? А героини романов «Женщина в белом» и «Муж и жена» страдают от несправедливости английского брачного законодательства. Но все же, главное в лучших произведениях Коллинза совсем не это. В числе других, я перечитывала и роман «Лунный камень». По определению Т. С. Элиота, это — «самый первый, самый длинный и самый лучший детективный роман в английской литературе». Начинается роман с рассказа об истории алмаза, сиявшего некогда в индийском храме. Украденный оттуда, он приносит несчастья каждому новому своему владельцу. Наконец, его хозяйкой становится юная девушка, из дома которой алмаз исчезает в первую же ночь… Коллинз, несомненно, использовал в создании сюжета реальные истории знаменитых алмазов. Блеск драгоценных камней всегда притягивал и завораживал людей, и путь их в истории часто окрашен кровью и омрачен смертью. В Москве, в Алмазном фонде хранится, «Шах», подаренный Персией России, в числе прочих драгоценностей – как компенсация за массовое убийство в 1829 г. российского посольства во главе с А. С. Грибоедовым. Легенды об индийском храме связаны с алмазом «Орлов». Множество приключений, связанных с преступлениями и обманами, пережил «Кохинор», украшающий сейчас корону британских монархов… А Лунному камню, после скитаний по свету в тайниках, оправах, сейфах, выпала судьба нарушить покой аристократической английской семьи. Под подозрением оказываются все, кто находился в доме в эту ночь – гости, слуги и даже сама восемнадцатилетняя именинница, получившая этот драгоценный подарок - Рэйчел Вериндер. Приглашенный для расследования лондонский сыщик Ричард Кафф не исключает, что у нее могут быть мотивы сымитировать пропажу камня, чтобы пустить его на покрытие тайных долгов. Сыщик Кафф – один из первых примеров нового типажа в литературе, предшественник Шерлока Холмса. У него был реальный прототип – сержант Джонатан Уичер из Скотланд-Ярда, прославившийся своей проницательностью. Чарльз Диккенс (кстати, большой друг Коллинза) опубликовал несколько статей о нем, заменив фамилию на Уитчем, Коллинз взял у Джонатана Уичера для своего персонажа не только внешность и манеры (неприметные, скромные, делающие его похожим скорее на пастора, чем на полицейского), но и некоторые детали из реального дела – убийства 16-летней Констанс Кент своего сводного брата. Сержант Уичер заподозрил ее, обнаружив пропажу ночной рубашки Констанс, запачканной кровью, а сыщик Кафф строит свои заключения, исходя из того, что в доме должна быть рубашка, запачканная свежей краской с двери комнаты, откуда исчез бриллиант. Впрочем, в отличие от более поздних образов великих детективов, Кафф еще не является центральным персонажем книги. Большую часть расследования герои проводят самостоятельно, хотя Кафф и ставит финальную точку, эффектно срывая фальшивую бороду с трупа похитителя. Не «страдает» Кафф и безошибочностью иных своих литературных потомков, честно признаваясь, что вначале шел по ложному следу, подозревая Рейчел. Но в романе присутствуют многие черты, ставшие впоследствии классическими для детективных произведений и многократно обыгранные Конан Дойлем, Честертоном, Агатой Кристи: уединенное место преступления и узкий круг подозреваемых, противостояние следователя-профессионала и недалекого местного полицейского, реконструкция преступления с помощью научных знаний и экспериментов.. Перечитывая «Лунный камень», я с удовольствием наблюдала, как Коллинз рисует портреты своих персонажей, заставляя их попеременно вести рассказ об описываемых событиях. Вот дворецкий Беттередж – старый слуга, немного чудаковатый, считающий лучшей книгой на свете, способной ответить на все вопросы – «Робинзона Крузо», безгранично преданный хозяевам и заботящийся о фамильной чести не меньше их. Вот Фрэнклин Блэк – кузен Рэйчел, влюбленный в нее и стремящийся раскрыть тайну, которая стоит между ним и Рэйчел, обвиняющей в преступлении его. Вот мисс Клак – ханжа и старая дева, читающая всем проповеди и рассовывающая по углам брошюры о греховности ношения ярких нарядов и сидения на мягком диване…. Повествование держит читателя в напряжении, время от времени заставляя его смеяться, а иногда – искренне сочувствовать героям. Читателя вряд ли оставит равнодушным, например, трагическая судьба Розалии Спирман – бывшей воровки, поступившей в слуги после исправительного дома и влюбившейся в Фрэнклина Блэка… До последней страницы Коллинз держит читателя в напряжении, заставляя строить гипотезы и делать выводы из самых разных фактов – расшифровывать бред больного, потерявшего память, ставить медицинский эксперимент с применением опиума (откровенно говоря, весьма спорное место: где гарантия, что человек вторично приняв наркотик, поведет себя точно так же, как в первый раз? Но простим автору эту вольность). А что же в итоге? Вернула ли английская полиция украденную ценность знатной владелице? Преступник погибает от рук индийских жрецов. Фрэнклин женится на Рэйчел. В семействе воцаряется мир и покой. Беттередж уверяет, что «Робинзон Крузо» предсказал ему появление в скором времени наследника счастливой пары… А Лунный камень возвращается туда, где и должен быть – в индийский храм, закончив странствия, продолжавшиеся восемь столетий. Нужна ли другая справедливость?
|
||