Skip to Content

О нестандартно-патриотическом

Не буду глубоко касаться сути сегодняшнего «красного дня календаря». Как известно, он еще толком не прижился под нынешним названием и толкованием. Проще православным – для них это праздник иконы Казанской Божьей матери. А для большинства – безликий «ноябрьский выходной», сместившийся на три дня назад …

Но не будем забывать, что истоки этой новой-старой праздничной даты – в истории нашей страны. И призван он, как-никак, прославлять не что-нибудь – а Россию.

С этой точки зрения я просмотрела критическим взором программу центральных телеканалов на два праздничных дня – и ничего особенно интересного там не обнаружила. Все те же замечательные, но старые советские киноленты – да современная попса.

"А что вы хотите? – спросите вы. – Все равно, даже если сейчас патриотизм в моде, способы его выражения безнадежно устарели… Ну, не пустишь же в прайм-тайм гармошки да балалайки…"

Балалайки? Позвольте-ка….

Буквально на днях, довелось мне пережить в самом прямом смысле слова – шок. В интернет-переписке, в ответ на мои довольно грустные размышления, мой собеседник прислал мне ссылку на видеоролик: «Вот, послушай – для души!»

Я открыла ссылку – и через минуту сидела, ошарашенная… а следующие два дня – перерыла весь Интернет в поисках записей Алексея Архиповского.

Да! Это была балалайка. Обыкновенная балалайка, причем, как поясняет сам музыкант, очень старая – сделанная в 20-х годах 20 века. (При этом надо заметить, что свой современный вид балалайка приобрела лишь в конце 19 – начале 20 вв.)

Но звучал этот треугольный трехструнный инструмент так… что был ни на что не похож. ТАК, что, например, во время эфира на радио «Маяк», запись которого я тоже откопала, в студию летели вопросительные СМС: «А это точно балалайка? Там точно одна балалайка, не две? А точно нет фонограммы???» Слушатели (в том числе и музыканты) откровенно не понимали, «как это работает». Из-под пальцев виртуоза вылетали то традиционные русские народные мотивы, то – Паганини и Бетховен, то отрывки из Микаэла Таривердиева, то – джазовые импровизации… И все это – сплавлено в оригинальные авторские композиции…

Справедливости ради, отмечу, что Алексей пользуется звукоснимателем, установленным на инструмент, но использует его (как заверяет сам) лишь для усиления звука, акустические эффекты минимальны.

Впечатляет и актерское мастерство Алексея. Его выступления - настоящие спектакли-пантомимы, где с гротескными элементами вспоминаешь и Петрушку, и Иванушку-дурачка, и – как ни странно – мальчика-пажа из «Золушки»: «Я не волшебник, я только учусь…»

За те два дня, что я сидела, заслушавшись его композициями, как-то посветлело на душе – уже не от удивления – вот мол, что можно с простой балалайкой сделать! – а просто от соприкосновения с хорошей Музыкой.

Слушая же разговоры Алексея с ведущими передач, я сделала для себя вывод, что он еще и очень интересный собеседник, и умный человек. Впрочем, как мне кажется, неумный человек не может создать в искусстве по-настоящему интересные и новаторские вещи.

Мне не хочется сейчас углубляться в биографические изыскания или критические оценки, тем более что я не такой уж большой знаток музыки, и балалайки в частности. Я выплеснула живое ощущение… Скажу только, что в Интернете об Алексее Архиповском есть достаточно информации: ищите – и найдете… А еще лучше – просто включите его запись и послушайте – просто так, наслаждаясь каждую секунду и не думая ни о чем… Сегодня же – праздник….