Skip to Content

Найди меня, Ленька!

Неисчислимое множество книг написано с момента изобретения письменности. У каждой из них – своя судьба. Иные овеяны читательской любовью, другие проходят незамеченными, Что-то выдерживает испытание временем, что-то забывается…

Значительная часть из этого сонма произведений адресована детям,

В числе отличительных признаков литературы для детей - большое количество в сюжете приключений, диалогов, отсутствие длинных описаний. Конечно, все это больше подходит к детскому восприятию. Но обедняет ли такая стилистика смысл произведения, делает ли его менее значимым?

Я думаю, что в лучших образцах детской литературы грань между «развлекательностью» и «осмысленностью» стирается. Взять хотя бы «Тома Сойера». Сколько из этой книжки можно узнать о детской психологии, мальчишеском взгляде на мир! Но узнать – изнутри, глазами юных героев повести. Секрет популярности книг для детей, наверное, прост – взрослый тоже должен, открывая их, чувствовать себя ребенком…

Я пишу эти строки в старом доме, где прошло детство моей мамы, и частично – мое собственное детство. Здесь хранятся вещи и книги, которые мне очень дороги. И одна из них – повесть Валентины Осеевой «Динка».
На днях я перечитывала ее снова. Приятно было усесться на диван, взять в руки толстую (около 600 страниц) книгу в красном переплете с нарисованной на нем бегущей девочкой. И… жизнь восьмилетней Динки – живой, веселой, озорной, начинающей задумываться над недетскими вопросами и вольно или невольно принимающей участие в совсем недетских делах – снова захватила меня, и мысли мои перенеслись в начало 20 века – на берег Волги, где слышатся звуки шарманки и пронзительные голоса торговок рыбой…

Семья Арсеньевых – мама, тетя и трое девочек. Их отец – революционер, после 1907 года уехавший за границу. Родственники и друзья Арсеньевых тоже причастны к подпольной революционной деятельности: организуют побеги политических заключенных из тюрем, распространяют прокламации…

На этом фоне проходит жизнь главной героини повести. С малых лет она знает, что такое обыск и арест, а революционные идеи постигает на практике, наблюдая жизнь, и видя в ней несправедливость – злобных и жестоких хозяев, жадных торговок, чванливых господ…

Повесть писалась в советское время, и конечно, должна была непременно отражать коммунистические идеалы. Но у Осеевой получилось подать их совершенно не навязчиво, так, что они нисколько не искажают впечатление от прочитанного в наше время. И вправе ли мы сейчас осуждать автора? Ведь Осеева писала и о себе – в книге есть автобиографические моменты. Ее родные тоже были увлечены идеями революции, а в семье был приемный сын – мальчик-сирота…

Все есть в этом мире, со всем приходится столкнуться героине повести. И беззаботное детство с его радостями, и несправедливость судьбы – когда замечательный, умный и добрый Ленька живет под гнетом хозяина, а от страшных ожогов едва не погибает маленькая Марьяшка.

Динка взрослеет, извлекает свои первые нравственные уроки. Но видят несправедливость жизни и взрослые герои. Увы, они знают, что не уцепишься в бороду каждому злому хозяину… Но они мечтают о новом обществе. Догадываются ли они, сколько бед принесет это «новое общество» России?.. Но этот вопрос волнует сейчас мою «взрослую половинку», а «детская» – по-прежнему следит за опасными приключениями Лёньки и Динки, распространяющих прокламации, прячущих от полиции Костин револьвер… Интересно ли это современным детям? Может быть, их можно привлечь только какими-нибудь суперменами? Позволю себе надеяться, что дело обстоит не так.

Впрочем, «взрослый» взгляд видит и другое.

Прежде всего – живые характеры персонажей. И детей, и взрослых. Такие разные сестры Арсеньевы - живая, непоседливая и своенравная Динка, послушная и вежливая Мышка, Алина – старающаяся доказать всем, что она взрослая и ответственная… Марина, их мать, и Катя, ее сестра – любящие и внимательные, не всегда понимающие, но старающиеся понять детей…

Меня поражает в «Динке» удивительная рельефность и правдивость. Взрослые герои книги – при всех своих положительных качествах – тоже живые люди и имеют свои недостатки. Дедушка Никич, которого любят дети – пьет.. Катя в своих суждениях резка и запальчива, может быть, она и к Динке придирается именно потому, что слишком похожа сама на непослушную девчонку… А история любви Кати и Кости, попытка Кати предать саму себя, выйдя замуж по расчету, ее метания, осознание неправильности этого решения… Над этим местом не стыдно всерьез задуматься и взрослому читателю.

Очень верно книга рассказывает и о детской психологии. Чего стоит, например, Динкино «вранье, вкладывающееся одно в другое»! И как непросто бывает взрослым угадать за детскими «шалостями» – серьезную и глубокую работу души и ума….

Многим читателям книги особенно дорог Лёнька.. Признаться, и мне тоже. Это практически идеальный образ друга и тоже цельный характер… Испытавший многое, но не озлобившийся, сохранивший чуткое сердце, и готовый помочь тем, кого любит, не жалея ничего… Пожалуй, описание его привязанности к Динке – лучшая в советской литературе история детской дружбы-любви.

А недавно моя любовь к этой книге получила новый «толчок». Роясь в Интернете совсем по другому поводу, я наткнулась на два фильма, снятые по мотивам «Динки». Странно, но я не видела их в детстве. А на сайте, где была информация о них - прочитала кучу и хвалебных, и ругательных отзывов. Но, кажется, ругательных было больше - возмущались сокращениями сюжета, исчезновениями отдельных сюжетных линий и т.п. Что ж, большинству экранизаций довелось испытать такое зрительское недовольство. Но тут что-то очень много его было, и. заинтригованная, я решила посмотреть оба фильма.

Первый из них называется «Найди меня, Лёня!» и снят в 1971 году.

В целом, почти все актеры очень похожи на мое представление о героях. Особенно повезло Динке, которую играет Лариса Баранова. Она играет очень хорошо, живо и непосредственно. Похожи и другие девочки, мама, Катя... А вот Ленька, получился, действительно, немножко более грубым и хулиганистым с виду, чем представляла его я. Но впрочем, это не так критично - не мог же подросток-батрак, сбежавший с баржи, выглядеть интеллигентным гимназистом, при всем своем уме...

Второй, трехсерийный фильм, снят в 1983 г. и называется "Ранее, раннее утро". Он более подробен, однако и тут заметны переделки сюжета, а главное - на мой взгляд, не совпадает интонация фильма и книги. Фильм - более «пастельно-лиричный», тогда как книга - больше об активном действии, приключениях, опасности, тайнах... Много критики выпало на долю исполнителей главных ролей - Нины Гомиашвили и Андрея Хренова. Помимо «несовпадения образов», критиковали и возраст юных актеров - они ровесники, а ведь согласно книге, Лёнька должен быть на несколько лет старше Динки.

Лично мне тоже с трудом верится, что вот этот большеглазый ангелок Лёнька хитро прятал листовки в бублики, убегал из квартиры Арсеньевых с револьвером за пазухой и хладнокровно сбрасывал в Волгу с доски над обрывам шпика Меркурия... Динка вызывает меньше вопросов, однако и она в исполнении Нины Гомиашвили более хрупкая и "пастельная", чем надо бы...

Но... хоть верьте, хоть нет, уважаемые недовольные зрители - просмотру обоих фильмов все это не мешало!

Мне кажется, передать книгу совершенно точно - невозможно!

А несовпадения с сюжетом - часто вызваны и техническими причинами, ведь нужно попадать и в хронометрах..

Я просмотрела все 4 фильма (считая серии второго) в один день - и перед моими глазами ожили детские воспоминания и любимые герои, так, что прямо чувствовала себя погруженной в них до ушей!

У меня получилось абстрагироваться от того, чего в фильмах нет - и сконцентрироваться на том, что в них есть от замечательной книги моего детства! Они подарили мне хорошее настроение на весь день...

И я верю, что еще не одно поколение детей будут выводить вместе с Динкой большими буквами: «НАЙДИ МЕНЯ, ЛЁНЬКА!»