Не в ту дверь
Не в ту дверь
— Папочка, ну можно, я досмотрю кино, ну мо-ожно…
— Ты видела его уже.
— Ну и что, а все равно интересно.
— И вообще кино это для взрослых.
— Но я же все равно его видела.
— Софочка, загони ты ее, наконец, спать! Половина одиннадцатого.
Завтра опять трояк схватит.
— А что я могу с ней сделать? Попробуй сам загони.
— Чего я схвачу, ничего я не схвачу, я все давным-давно выучила.
— И историю?
— Д-да…
— А ну вас всех, ей-богу. — Сухоруков поднялся с дивана и прошлепал
на кухню. Плотно притворил дверь, закурил. Вытер со стола, постелил
газетку и уселся дочитывать зыкинскую диссертацию. Зыкин длинно и нудно
писал об элементах фольклора в поэзии Некрасова. Сухоруков, признаться,
Некрасова не очень любил, а Зыкина — так просто не переваривал. Но отзыв
следовало дать положительный; что, впрочем, упрощало дело.
Теща взвизгнула в ванной. Опять краны перепутала.
— Софочка! — сатанея, рявкнул Сухоруков.
Жена заколотилась в дверь:
— Что случилось, мама? Ты не упала? Что ты молчишь? Что с тобой?
— А? Что? Что случилось — заволновалась теща. — Не слышу, у меня вода
льется! Сейчас открою!
Сухоруков вздохнул, поправил очки и уткнулся в рукопись, делая
осторожные карандашные пометки. Один черт, на защите все пройдет
благопристойно.
Через полчаса он почувствовал щекочущее, неудержимое, сладкое желание
утопить Зыкина в ванне. С наслаждением рисовал себе подробности
убийства; в детективах Богомила Райнова они хорошо описаны.
— Чай будешь пить? — спросила жена.
— Пили ведь. Хотя… — он положил диссертацию на буфет. — Угомонились
наследники?
— Легли наконец.
— Бабушка спит?
— Читает.
Чаек был тот еще. Настоящий чай Сухорукову не давали: вредно.
Сердчишко, и верно, пошаливало.
— Вера Ивановна сегодня складной зонтик продавала… — сказала жена.
— За сколько?
— Сорок.
— Ну — ты купила?
— Ага; деньги с получки отдам, — коснулась его рукой. — Я дежурю
завтра, не забудь забрать Борьку из садика.
Халатик был короткий; летний загар не сошел еще с нее.
— Пойдем спать.
— Я немного поработаю, Софочка. Ложись, я скоро.
На цыпочках он прокрался в большую комнату…
— Что ты там делаешь? — прошептала из спальни жена.
— Статью надо посмотреть, — прошипел он… вытащил с дочкиной полки
«Одиссею капита Блада», затворился на кухне и принялся заваривать
настоящий чай.
Без двадцати двенадцать, когда Питер Блад готовился захватить
испанский галеон, в дверь коротко позвонили.
— Ничего себе! — Сухоруков удивленно снял очки.
— Кто там? — тихо спросил он, пытаясь разглядеть визитера через
глазок.
За дверью неуверенно посопели.
— Это я…
— Поздновато, знаете. — Вроде юноша какой-то. — Кто — я.
— Женя.
Сухоруков снял цепочку и открыл дверь. Паренек со странноватой
ожидающей улыбкой обмерил его портновским учитывающим взглядом. Под
ээтим взглядом Сухоруков начал ощущать свою лысину, большой живот в
пижамных штанах, дряблые руки.
Паренек вздохнул, кашлянул и улыбнулся снова.
— Вы — Сухоруков?
— Ну, я… — с неотчетливым стыдом сказал Сухоруков, тщетно собираясь
с мыслями…
— Я — Женя. Не ждали?
Этим вопросом — «не ждали» — он погасил возможную, вполне вероятную
реакцию на свое появление, как гасят купол парашюта, который сейчас
потащит по земле.
— Ждал, — солгал Сухоруков. Говоря это, он верил, что лжет, хотя на
самом деле, пожалуй, сказал правду. — Проходи. Вот тапочки… Ты с
рюкзаком? Давай. Тихонько, перебудим всех.
Он сунул обвисший рюкзак в угол, передумал, пристроил на столике у
зеркала.
— Я беспокою вас; поздно.
— Ничего.
-…Опоздал самолет. Сезон я с геологами в партии работал; я только
что из Якутска. Полевые, ясно, просадил до копейки. А дай, думаю, зайду.
Меня давно подмывало… — Сейчас Женя улыбался предвкушающе (сколько у
него, однако, улыбок, отметил Сухоруков). — Пока нашел вас в новом
районе, — махнул рукой. — Переночевать-то позволите?
— Из Якутска… — прошептал Сухоруков. — Так тебе сейчас… сколько
же…
— Двадцать два.
— Боже мой. Двадцать два года…
— Извините, где у вас туалет?
— Вот; свет, ванная, полотенце — давай.
Сухоруков зажег под чайником газ и стал выставлять еду из
холодильника на стол. Принес из серванта, не дыша, боясь звякнуть, водку
в хрустальном графине.
— На кухне посидим, чтоб не будить, ладно? После я тебе в большой
комнате постелю.
— Ясно.
— Голоден, конечно?
— Ясно. О, чаек толковый! Старый любитель, а?
— Жена запрещает, — посетовал Сухоруков. — Вечерком иногда и отвожу
душу.
— Ну, — сказал Женя, — со свиданьицем!
Черту лысому такие свиданьица, хмыкнул про себя Сухоруков. Выпили.
Ему было приятно смотреть, как Женя ест. Ладный такой, собранный,
невесть как очутившийся в этой белой кухоньке.
Ветчина исчезла вслед за котлетами, за ветчиной — сыр, шпроты,
холодные оладьи, помидоры; вазочка из-под варенья переехала в раковину;
чай пришлось заваривать дважды.
— Горазд ты, брат, жрать, — подивился Сухоруков.
— Уж коли браться!.. — Женя осоловел. Закурил, с усилием сделав
глубокий вдох, чтоб затянуться. — Прилично питаетесь, — признал. — Хотя
выглядеть могли бы лучше. В ваши сорок шесть распускаться нельзя, —
осуждающе покачал головой.
— Нельзя, — подтвердил Сухоруков.
— Давай выпьем за тебя, Женя, — сказал он. — Я хочу выпить за тебя.
В ванной долго стоял перед зеркалом, и руки его затряслись.
Женя листал зыкинскую диссертацию.
— Это что за ахинея? — поинтересовался он.
— Да вот, — Сухоруков замялся, — отзыв писать надо.
— Зачем? Таких слов и писать нельзя.
— Шеф попросил, — брякнул Сухоруков.
— Шеф? — удивился Женя.
— Ну да… — Сухоруков потоптался и стал мыть посуду.
— Какой шеф? — напряженно проговорил Женя.
Остатки засахарившегося варенья не растворялись; открыл воду
погорячей.
— Сейчас… — (вазочка сверкала). Мысленно он не раз вел предстоящий
разговор, да мало толку.
— Понимаешь ли… — убрал вазочку на буфет. Подумал, что Женя на его
месте обязательно постарался бы уронить ее, разбить якобы нечаянно —
подобает при волнении. И это вызвало в нем чувство отеческого
превосходства.
— Шеф — заведующий кафедрой русской филологии.
— А…
— Я… я работаю на этой кафедре.
— Та-ак, — словно взводимый курок.
Тарелка выскользнула-таки из рук и треснула.
— Вы женаты?
— Да.
— На ком?
Голос Сухорукова отделился от него, звучал вне его.
— В общем…
Женя… Жизнь уходила из черт его лица.
— Ты думал, наверное… (почему «наверное»? — мелькнуло) конечно, что
я… Ты ее не знаешь.
-…
— Я… обыкновенный человек. Нормальный. Н-не знаменитость. Не
писатель. И все такое…
Сухоруков закурил в тишине.
— НЕТ!!.
Грохот черных сапог.
Дым пожарищ.
Втоптанные в пепелища яблоневые лепестки.
Задыхаясь, умирать под дождем.
— Зачем ты пришел?
— Должен ведь я был когда-нибудь прийти.
Не возразишь…
— И должен ведь я когда-нибудь уйти, — тихо пошел Женя в прихожую.
Посмотрел непонимающе на снятые тапочки и обул свои разбитые башмаки.
— Погоди… — Сухоруков тянулся вслед за своими пальцами к его плечу.
— Погоди, — не решался коснуться. Знал: если Женя уйдет сейчас так — он
теряет его навсегда. — Нам надо поговорить.
— Поговорили. Вполне…
— Я должен многое сказать тебе. Объяснить… Это тебе же надо. Тебе.
— Нет, — сказал Женя. — Мне не надо.
— Я прошу тебя, — прошептал Сухоруков. — Десять минут. Пожалуйста. По
сигарете только выкурим. Да не разувайся ты.
Сели в кухне, не глядя друг на друга.
— Пить я не буду. — Женя отодвинул рюмку. Сухоруков выпил один.
Произнес заготовленную фразу:
— Понимаешь ли, Флобер писал когда-то молодому Мопассану: «Ничто в
жизни не бывает ни так хорошо, ни так плохо, как люди обычно себе
воображают». (Произнеся, ощутил некое сравнение, не в свою пользу.)
— Так вам хорошо — или плохо? Или — средне? нормально?
— А знаешь, — взвесив (в который раз), честно сказал Сухоруков, —
пожалуй — хорошо.
— И давно вам так… хорошо?..
— Позволь тебе задать, — Сухоруков чувствовал себя в положении
шахматиста, навязывающего партнеру заранее подготовленный вариант, —
позволь тебе задать банальнейший вопрос: по-твоему, что такое хорошая
жизнь? А?
Ноль размышлений:
— Уметь хотеть. Знать, чего хочешь. Добиваться этого.
Остальное — шлак.
Твердо сказал. Ой как твердо. (Мало бит).
— Да-да, конечно-конечно, — хотеть, добиваться… А как насчет
соизмерения желаний с возможностями?
— Сделай — или сдохни, — говорили вроде англичане.
— А если сделать не смог, а сдохнуть не захотел?
— Тогда смени имя, — закричал Женя.
— Я — обычный — человек, — мирным голосом произнес Сухоруков.
-…Сменили все. Вывеска… осыпается…
— И живу мерками обычного человека.
— Ага. Семья, квартира, положение.
— Ну, — Сухоруков поморщился, — начинается школьный диспут о
мещанстве и романтике. Я думал, ты умнее.
— Еще нет, — беззвучно.
-…Я отнял у вас много времени, — сделал Женя движение, чтобы
встать. — Сколько сейчас?
Сухоруков отстегнул с запястья массивный «Атлантик»:
— Возьми часы? — посмотрел Жене в глаза, улыбнулся
(стараясь — поуверенней). — Хорошо ходят. «Атлантик» со стальным браслетом
тикал между ними на столе.
Курили.
— Что делать думаешь, Женя? Теперь куда-нибудь к рыбакам податься, на
траулер, в море?
— Возможно.
— Несерьезно это все.
— Отчего же? Тысячи людей шкерят рыбу.
— Для них это жизнь; а для тебя — туризм…
— Ваше занятие лучше?
— Пойми, Женечка, — вздохнул Сухоруков, — я же тебе добра желаю.
Пойми — только добра.
— Скверное это занятие, — пробормотал Женя, — всегда всех понимать.
Быть умнее всех. Потом оказывается, ты же и виноват всегда.
— Ты ведь хочешь писать. Тебе волей-неволей надо всех понимать.
— Замечание с далеко идущими последствиями.
-…Пишешь?
Пожатие плеч.
— Рассчитываешь сделаться писателем?
— Там видно будет.
— Там уже видно! Слава, деньги, заграничные поездки… Господи, как
старо, смешно, банально. Детство, романитика.
— Я пробьюсь.
— Я же говорю: детство, романтика. Куда пробьешься, откуда пробьешся?
Что за военно-шахтерская терминология? Знаешь, что будет дальше? Мне-то
известно.
Дальше ты будешь — «набирать биографию» и лезть в печать. Напечатают,
в конце концов. Примелькаешься, заведешь знакомства, станешь своим
человеком. Годам к тридцати пяти издашь книгу. Кто-нибудь ее тихонько
похвалит. Все.
Тут-то тебя и прищемит. Ты честен и бездарен. И — прости — тщеславен.
Безнадежное сочетание. Халтурить не захочешь, создать шедевры не
сможешь.
И устанешь от всего этого: безденежья, неуюта, одиночества,
неуверенности в завтрашнем дне, от всех нелегких дрязг литераторского
ремесла. И то, что ты сейчас с презрением считаешь рутиной: дом, семья,
работа и зарплата, — то покажется берегом обетованным. Нормальная,
повторяю, человеческая жизнь счастьем покажется — да так ведь оно и
есть.
…Примерно так у меня и вышло. Учел бы ты, голубчик, опыт мой, что
ли. Чем раньше покончишь со своими наполеоновскими планами, тем лучше.
Честно признаться самому себе в поражении, смириться — трудно. На это
тоже нужны силы. Постарайся найти в себе эти силы как можно раньше.
— Спасибо за советик. Я уж лучше постараюсь найти в себе силы не
смиряться.
— Почему, — в отчаянии простонал Сухоруков, — почему ты не желаешь
мне верить? я ли не читал твои опусы? мне ли тебя не понять! Послушай
меня — и в сорок шесть ты при твоей энергии будешь хотя бы заведовать
кафедрой — не то что я теперь… Ты должен мне верить.
— Я должен вам верить, — медленно повторил Женя, глядя перед собой, —
я готов поверить даже, что я бездарь; но почему… еще… когда вы
женились? — Он навел взгляд на Сухорукова.
— А… — сказал Сухоруков. — Двенадцать лет…
— И раньше…
-…Она сама ушла от меня. Ты это хотел знать… Позднее я понял,
что слишком много от нее требовал. Сильная любовь, видишь ли,
накладывает на любимого большие обязательства, к которым тот обычно
совершенно не готов. И еще… Ведь обладание любимым зачастую не
избавляет от мук неразделенной любви.
Женя поднял голову.
— Резонер, — выпустил он сигаретный дым, кривя рот. — Я устал от
ваших афоризмов, — пробарабанил пальцами по столу… — Неудачный обмен
годов на цитаты.
Нет, непробиваемое превосходство молодости исходило от него. Учить
этого парнишку жизни было все равно что редактировать Бабеля.
— Ничего себе в гости сходил. — Женя хмыкнул, улыбнулся.
— Нет, — объявил он, — не нравитесь вы мне.
— Какой есть, — вздохнул Сухоруков, — что поделаешь.
— Я пошел, — ответил Женя и протопал в прихожую.
— Уже…
— Пора мне. — Женя взял свой рюкзак. — Пора, — открыл дверь.
— Заходи, — тупо сказал Сухоруков.
— Ноги моей здесь не будет.
— Ты не можешь думать обо мне плохо, — торопливо заговорил Сухоруков.
— Совесть моя чиста. (Это была правда — почему сейчас он сам себе не
верил?). Я все-таки сделал кое-что в науке. Дети у меня хорошие… (Что
я несу? — ужаснулся он…).
Женя рассмеялся, стоя уже на лестничной площадке.
— Прощайте, Евгений Сергеевич. — Он сплюнул. — Ноги моей здесь не
будет! — крикнул он и с грохотом захлопнул дверь.
Проснулась жена.
— Женя, — тихонько позвала она. — Что там у тебя?
Никто не отвечал. Она накинула халат и вышла в кухню. Массивный
стальной «Атлантик» тикал на белом пластике стола. Никого. В ванной и
туалете — тоже.
— Евгений, — позвала она. — Где ты, Женечка?
Черта с два!
Двадцатидвухлетний Женька Сухоруков, романтик, бабник, бродяга,
размашисто шагал темной улицей, подкидывая на плече грязный рюкзак. Он
посвистывал, покуривал, сплевывал сквозь зубы, улыбался, вдыхая ночную
прохладу.
— И флаги на бинты он не рвал, — с некоторым пафосом пробормотал он о
себе в третьем лице, сворачивая к вокзалу. Его потери и обретения еще не
прикидывались друг другом.
--------
Данное художественное произведение распространяется в
электронной форме с ведома и согласия владельца авторских прав на
некоммерческой основе при условии сохранения целостности и
неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления.
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и
прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
По вопросам коммерческого использования данного произведения
обращайтесь к владельцу авторских прав непосредственно или по
следующим адресам:
Internet: barros@tf.spb.su Тел. (812)-245—4064
FidoNet: 2:5030/207.2 Сергей Бережной (Serge Berezhnoy)
Не в ту дверь |
||